Поиск...

Поиск

13.07.17

Санкции для аккредитационных агентств, работающим недобросовестно, предлагает ввести Минобразования

473

Министерство образования и науки Кыргызстана вынесло на общественное обсуждение проект постановления правительства о внесении изменений и дополнений в решения правительства относительно проведения аккредитации образовательных учреждений.

В справке-обосновании в проекту, написанной министром образования Гульмирой Кудайбердиевой, говорится, что в ходе применения нормативных правовых актов, принятых в 2016 году, были выявлены пробелы и недостатки, которые необходимо исправить и уточнить.

Напомним, с сентября 2016 года в Кыргызстане была введена процедура прохождения образовательными организациями независимой аккредитации. Для введения процедуры аккредитации были разработаны нормативные правовые акты по независимой аккредитации: Положение «О Национальном аккредитационном совете при уполномоченном государственном органе в области образования», «Порядок признания аккредитационных агентств», «Порядок аккредитации образовательных организаций и программ» и «Минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования КР».

Порядок признания аккредитационных агентств в области образования от 2015 года регламентирует процедуру и требования к организациям для признания их в качестве аккредитационных агентств и включает в себя главы, регулирующие требования к аккредитационным агентствам и процедуру признания их в качестве аккредитационных и по структуре шире, чем Порядок как документ. В связи с этим назрела необходимость изменения названия данного нормативного правового акта с Порядка на Положение, говорится в справке-обосновании.

Также сообщается, что в 2017 году Национальным аккредитационным советом при Министерстве образования и науки КР (далее – НАС) рассмотрены заявки шести агентств в части признания их в качестве аккредитационного. В ходе которого были обнаружены ряд положений процедурного характера, требующие уточнения и дополнения. В связи с чем, и внесены дополнения в части уточнения информированности заинтересованных сторон о наполняемости веб-сайта аккредитационных агентств утвержденными и регламентирующими их деятельность документами, условий подачи и приема документов.

Отмечается, что на сегодняшний день законодательством не ограничивается количество аккредитационных агентств, имеющих право проводить независимую аккредитацию. Национальным аккредитационным советом признано уже 4 агентства. Агентства проходят первичную оценку НАСом, но не несут ответственности за результаты своей работы до момента следующей оценки НАСом.

Поэтому, как отмечают в МОН, дополнительные требования и последствия в виде санкций для агентств должны быть введены, чтобы обязать агентства выполнять свою работу прозрачно, в соответствии с порядком проведения аккредитации образовательных программ и организаций. «Агентства должны быть проконтролированы НАСом. И в случае обнаружения нарушений, недобросовестности или низкого качества проведения аккредитаций, агентства должны быть исключены из национального реестра аккредитационных агентств. Данные процедуры позволят обеспечить присутствие на рынке аккредитационных услуг наиболее качественных и добросовестных агентств», - считают в Минобразования.

Порядок аккредитации образовательных организаций и программ, включающий 4 глав с отдельной главой по Порядку проведения внешней оценки Агентством, также требует изменения названия с Порядка на Положение.

В МОН отметили, что двумя признанными НАС аккредитационными агентствами проведены в 2017 году аккредитации ряда образовательных организаций и программ. По их итогам министерством были замечены ряд проблем, возникающих при проведении аккредитации. С учетом их были внесены изменения, дополнения, более четко регламентирующие процедуру проведения аккредитации образовательных организаций.

Одним из результатов аккредитации является предоставление экспертного заключения вузам, где агентство представляет выявленные сильные и слабые стороны, а также предлагает ряд рекомендаций, которые должны быть выполнены вузом для того, чтобы устранить слабые стороны и в целом повысить качество образования по аккредитуемой образовательной программе. Рекомендации предоставляются вне зависимости от принятого решения. В то же время присутствует риск того, что в случае предоставления полной аккредитации сроком на 5 лет, вузы могут отказаться в выполнении рекомендаций по повышению качества образования в течение следующих 5 лет своей деятельности, т.е. до момента прохождения очередной аккредитации.

В этой связи предлагается ввести механизм, обязующий вуз выполнять рекомендации и постоянно работать над качеством своих образовательных услуг, а именно – предоставить агентствам право проводить периодический мониторинг исполнения рекомендаций вузом. Мониторинг должен проводиться за счет средств агентства. При этом, в случае обнаружения неисполнения рекомендаций вузом, агентство имеет право отозвать решение об аккредитации. Данный механизм позволит обязать вузы работать над качеством своих образовательных программ в промежутках между этапами прохождения независимых аккредитаций.

Период проведения аккредитации длится минимум 6 месяцев – как показывает практика, проведение аккредитации в сроки меньше данного периода отрицательно сказывается на результатах оценки. В то же время для того, чтобы агентства строго следовали установленным процедурам и не проводили аккредитацию в сроки, меньше установленного периода, и, тем самым, избежать договоренностей между агентством и вузом о скоротечном проведении аккредитации, необходимо закрепить в положении минимальные сроки подачи заявки в агентство вузом о проведении аккредитации. В случае подачи заявки позже установленного срока агентство обязано отказать в проведении аккредитации. В случае нарушение данных сроков, к агентству должны применяться административные меры, предлагается в проекте постановления.

Кроме этого, предлагается внести изменения в минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызстана в части более точной формулировки некоторых понятий.

Относительно Национального аккредитационного совета говорится, что в ходе применения прошлогодних норм выявлено ряд пробелов в Положении: «Положением определены, кто может войти в состав Совета, номинация кандидатур, но отсутствует механизм отбора кандидатов в Совет после предоставления организациями кандидатур. Поэтому было решено ввести дополнение по конкурсному отбору кандидатов».

«В случае досрочного прекращения полномочий одного или нескольких членов Совета вакантные должности должны быть замещены в срок не позднее одного месяца, однако отсутствует механизм замены досрочно прекративших свои полномочия членов Совета.
Представители работодателей/профессиональных объединений работодателей, профессиональных объединений в сфере образования и иных общественных организаций должны соответствовать определенным требованиям. Требование – срок деятельности не менее 5 лет организации, представляемого кандидатом и наличие опыта работы в данной организации не менее 5 лет – немного завышено. Учитывая то обстоятельство, что профессиональные объединения работодателей, да и сами работодатели на данном этапе только активизируются, на наш взгляд, для расширения представительств работодателей, различных профессиональных объединений достаточно будет сокращения данного срока до 3 лет»,- думают в МОН.

Требование к представителям образовательных организаций по наличию 15 лет опыта работы в системе работы и 5 лет по вопросам менеджмента качества в системе образования также не оправдано завышено, говорится в справке-обосновании. Достаточно опыта работы в сере образования 10 лет, так как порой образовательные организации с небольшим стажем на рынке более конкурентоспособны и имеют значительный вес, чем образовательные организации с большим сроком создания, отметили в министерстве. Кроме того, по вопросам менеджмента качества в системе образования специалистов в образовательных организациях почти отсутствуют, но есть человеческие и материальные ресурсы, курирующие вопросы гарантии качества в системе образования, сказано в справке.

Кроме того, во исполнение плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции предусмотрены внесение изменений, дополнений в вышеуказанные нормативные правовые акты по части финансовой, административной, уголовной ответственности аккредитационных агентств и в части формирования членов и руководства Национального аккредитационного совета.

Также данным проектом в вышеуказанные нормативные правовые акты вносятся изменения технического и редакционного характера.

Источник:  bilim.akipress.org
×

Комментарий


Введите имя:
Текст комментария:

 
Разместить Отмена


Оставить комментарий


Читайте также:

© ОсОО "Центр бизнеса и инноваций" / Проект Образование и учеба в Кыргызстане Edc.kg 2014-2015. Все права защищены. При использовании опубликованных материалов прямая ссылка на ресурс edc.kg обязательна.

Яндекс.Метрика